Биобензин в Украине: выгодно, но страшно

Вопрос топлива для транспорта в Донбассе, как и во всей Украине, стоит остро. Даже небольшие колебания цен на нефть, бензин или дизельное топливо практически сразу же отражаются на продуктах первой необходимости, которые тоже дорожают. В этом нет ничего удивительного – хлеб не печется прямо за прилавком, а коровы не дают молоко прямо у магазина. Любая компания, занятая в сфере производства, так или иначе удалена от места реализации своего товара, что ведет к обязательной его транспортировке.


Именно поэтому государства всего мира пытаются решить вопрос топлива – кто-то разрабатывает автомобили, питающиеся от электрической сети, кто-то – машины на солнечных батареях, а кто-то колдует с самим бензином, получая из этого не только экономию в виде чистого топлива, но и дополнительные выгоды. К последним относится и Украина.


Прошлым летом Президент Украины Виктор Янукович, подписал закон, согласно которому в бензине, изготавливаемом или реализуемом на территории страны, рекомендованное содержание биоэтанола в 2013 году устанавливается на отметке 5%, в 2014-2015 этот порог становится уже обязательным, а с 2016 года количества биоэтанола в бензине не может быть меньше 7%. Но что это значит? Что такое биоэтанол и зачем он нужен в моторном топливе?


Все очень просто: биоэтанол – самый обыкновенный спирт, получаемый в процессе переработки растительного сырья. Во многих странах мира его давно используют как добавку к бензину, чтобы создать биотопливо. За этим решением стоит сразу несколько экономических и экологических аспектов, о которых речь пойдет ниже. Но для начала нужно разобраться в стандартизации биотоплива внедряемого в Украине, чтобы оценить насколько велики будут выигрыши или проигрыши в этом вопросе.


Прежде всего нужно уяснить, что в мире есть несколько категорий топливных смесей этанола – Е85 (85% этанола и всего 15% бензина), Е40 (соответственно, всего 35-40% этанола), Е95-Е100 (максимальное количество спирта в топливе, или чистый спирт) и Е5, Е7, Е10 (5%, 7% и 10% этанола). Именно о внедрении последнего на территории нашей страны сейчас идет речь – использование биотоплива с максимальным количеством этанола нерационально, а до стандартов Е40 мы пока не дотянем. Поэтому целесообразно начать с малого, реагируя на тенденции в последующем.


Как отмечают эксперты, одним из самых главных экономических приобретений при внедрении биоэтанола в моторное топливо будет увеличение спроса на спиртовую продукцию. Так, спиртовые заводы Украины, которые переживают сегодня не самое лучшее время, смогут с помощью законодательного акта о биотопливе найти новый рынок сбыта – для того, чтобы покрыть необходимые 5%, нужно около 225 тыс. тонн этанола, что уже немало. Но поскольку уже это для заводов является серьезным объемом, внедрение Е40 будет просто невозможным – увеличения количества необходимого спирта в 8 раз можно достичь, но не в ближайшем будущем. А законодательный акт действует уже сегодня.


Помимо этого, если для Е5 и Е7 нет нужды перестраивать автомобиль, так как и стандартная комплектация сможет справиться с примесями спирта, то при Е40 уже будут необходимы изменения, пускай и минимальные. Это еще один повод встраивать систему постепенно – так можно сохранить плюсы и не дать минусам уничтожить саму идею.


Если говорить о других экономических преимуществах реализации идеи биобензина, но прежде всего это снижение стоимости топлива. Всем известно, что цена моторного топлива зависит от нефти. И если уменьшить ее количественную часть, заменив на этанол, то бензин серьезно подешевеет. При этом, как отмечают специалисты, даже уменьшение на 5% процентов уже будет достаточно для существенной экономии.


Хотя в этом вопросе есть и другая сторона – из-за примесей количество топлива, расходуемого на один и тот же путь, увеличится. Проще говоря, мы можем наблюдать следующую картину – если «чистого» бензина ваш автомобиль на 100 км будет потреблять 10 литров, то биотоплива уйдет 11-13 литров (это касается топлива с высоким содержанием этанола - например, марок Е40- Е85. Для топлива с содержанием этанола 5-10% увеличение расхода будет в пределах 2-5%). Хотя эксперты отмечают, что стоимость увеличения расхода будет покрыта снижением цены, так что никто не останется в проигрыше.


Еще одним серьезным плюсом станет снижение экологически-негативного воздействия автомобилей – добавление спирта в топливо снизит общую температуру процесса, что, в свою очередь, приведет к целому ряду положительным изменений. Так, например, снижение выброса NOx. Чем ниже температура вспышки двигателя, тем меньше объем выброса NОx. При этом по словам старшего научного сотрудника Института физико-органической химии и углехимии им. Литвиненко НАН Украины Сергея Суйкова, снижение будет значительным уже при небольшой процентной части этанола.


Добавка этилового спирта выглядит еще рациональней, если учитывать тот факт, что более равномерный процесс сгорания топлива (еще одна особенность биобензина) приведет к тому, что побочных продуктов сгорания будет образовываться на порядок меньше. Учитывая, что довольно значительная доля загрязнения Донецкой области, несмотря на присутствие здесь металлургической и угольной промышленности, приходится на автомобильные выхлопы, биотопливо дает второй шанс донецкому воздуху.


Впрочем, если бы все было так хорошо, то весь мир давно бы уже пользовался биоэтанолом в качестве добавки к бензину и горя не знал. Но оказывается что и передовые европейские страны, такие как Германия и Великобритания до сих пор игнорируют этот вид топлива. И это происходит потому, что есть много наговоров на биотопливо: начиная с того, что оно негативно воздействует на двигатель внутренного сгорания, и заканчивая тем, что оно приведет к экономическому и экологическому краху. Но так ли это?


«Спирт никаких особых проблем для двигателей внутреннего сгорания приносить не будет, уже хотя бы потому, что образование этилового спирта – один из маршрутов окисления в том числе и нефтяного сырья в двигателе», - отметил Сергей Суйков. Однако опасения все же остаются.


Если говорить конкретно об Украине или Донбассе, то многие заявляют, что мы не сможем обеспечить необходимый уровень спирта (хотя для этого необходимо всего 18% собираемой сахарной свеклы, из которой можно добывать биоэтанол), что для такого проекта нужны серьезные изменения в автомобилях (хотя многие из специалистов утверждают, что для 5% смесей это необязательно), а также что при сгорании смеси спирта и бензина выделяется много вреднейших соединений (что легко опроверг Суйков в комментарии корреспонденту «УРА-Информ.Донбасс»). Можно найти много причин, чтобы не пользоваться инновациями в сфере топливной энергетики и продолжать быть зависимыми от нефти и бензина, а можно посмотреть на пример Швеции и Финляндии, которые являются пионерами в вопросе биотоплива. Достаточно просто рискнуть улучшить экологическую обстановку в стране и также позволить экономически-позитивным сдвигам подтолкнуть нас к будущему, и это самое будущее не заставит себя долго ждать.