Заправляться будем спиртом и маслом?

На пресс-конференции в Донецком пресс-клубе эксперты и журналисты пытались разобраться, насколько безопасно и целесообразно украинским автомобилям заправляться продуктами земледелия.


Поводом для обсуждения послужил не так давно подписанный Президентом Украины Виктором Януковичем закон, который предусматривает внедрение биокомпонентов в моторное топливо. В соответствии с новым законом, желательное содержание биоэтанола в украинском бензине в 2013 году – 5%. С 2014 года эта норма станет обязательной, а еще через два – обязательный показатель поднимется до 7%.


Вопросу о том, насколько экологично и экономично следование европейским стандартам, и была посвящена пресс-конференция.


Мнения разделились. Очевидные плюсы, отмеченные большинством собравшихся, - это уменьшение выбросов углекислого газа в атмосферу и низкая себестоимость продукта по сравнению с традиционным топливом.


Эксперт-консультант по использованию биотоплива в автомобилях Андрей Ахновский отметил, что выхлопы биоэтанола менее опасны, потому что во время его использования не образуются продукты неполного сгорания. Важным моментом, по его мнению, является и экономичность такого вида топлива: «В целом, расход биоэтанолового бензина больше по сравнению с обычным дизельным, но эту разницу перекрывает разница в цене».


Другой вопрос в том, готовы ли автомобили к нетрадиционному «кормлению». Геннадий Рябцев, заместитель директора НТЦ «Психея», уверен: не готовы. 70% украинских авто, по его словам, требуют переоборудования для адаптации к новому виду топлива. И в принципе ни один автопроизводитель не гарантирует бесперебойного функционирования машины на биоэтаноле. Однако Геннадий Рябцев признал экономичность такой политики: «Даже пятипроцентное добавление спирта в бензин – это 375 миллионов долларов ежегодной прибыли для страны». Проблема только в том, что украинские спиртовые заводы неконкурентоспособны из-за дорогой и некачественной продукции, считает он.


Что примечательно, и сама Европа, за которой мы следуем, в сомнениях. Развитие биодобавочного производства заморожено на стадии пятипроцентного разбавления бензина спиртом по причине продовольственных проблем.


По словам Натальи Еременко, руководителя проекта «Зеленое будущее промышленных городов Донецкой области», биодобавки первого поколения невыгодно использовать в автопромышленности. Такое производство требует большое количество зерна, вследствие чего возрастает его стоимость для потребителей, которые собираются использовать его по прямому назначению.


В это же время Министерство аграрной политики и продовольствия заявляет, что на производство биоэтанола в Украине потребуется не более 3% всего валового сбора кукурузы, что является не проблемой, а дополнительным рынком сбыта.


«Нефть скоро закончится, надо искать альтернативные источники энергии», - сказал инженер-технолог компании «АгроНафта» Андрей Макаренко, однако прибавил, что сырьевая база Украины, напротив, в полной мере не готова к таким изменениям.


Решением любых проблем с сырьем, по мнению Натальи Еременко, станет изготовление биоэтанола второго и третьего поколений, то есть не из зерновых культур, а из других биоматериалов, например, из водорослей (содержат 60% масла).


Экспериментатор биодизеля из Ивано-Франковска Игорь Сусяк, который участвовал в конференции по видеосвязи, представил свою инструкцию по изготовлению биотоплива в домашних условиях: 80% растительного масла, 20% спирта, дизельная установка, немного терпения – и готово. Он, в свою очередь, ездит на растительном масле без спиртовых добавок, но зато «на морозе приходится ездить на дизеле, потому что на масле машина не заводится».


Плюсов использования биотоплива намного больше, чем минусов, однако на всё нужно время. Перед глобальным переходом на новое топливо государству стоит для начала сделать полный перерасчет всех ресурсов и возможностей. Потом - провести добротную информационную политику, дабы избежать бесконечных дискуссий и сомнений, и только потом заливать спирт в бензобаки своих граждан.