Бензин растет на поле

Нефть ждет замены

Поиск альтернативного горючего для моторов вызван не только стремлением уменьшить вредные выбросы в атмосферу, но и желанием снизить затраты на горючее. Многие ученые и изобретатели смотрят далеко вперед. Известно, что запасы нефти в земных недрах небесконечны, не так уж далеко то время, когда они иссякнут, и человечеству надо быть готовым к этому. Судя по всему ядерный двигатель для автомобиля будет создан еще о-очень нескоро, а людям надо будет на чем-то ездить. Пытливые умы пробовали заменять горючее разными жидкостями - от спирта до обычного растительного масла. В принципе моторы работали, но при этом или теряли свою мощность, или им требовались особые условия эксплуатации. Да и вредные выбросы в выхлопах уменьшались мало, а часто в них появлялись другие, не менее пагубные для атмосферы вещества.


На сегодняшний день наиболее перспективным направлением считается использование для моторов так называемого биотоплива, в основе которого этанол, получаемый из сырья растительного происхождения. Дальше всего в этом продвинулись страны Евросоюза, особенно скандинавские: Швеция, Финляндия, а также Латвия, Австрия, Португалия. В 2009 году в ЕС была поставлена задача - к 2020 году достичь доли используемых на транспорте возобновляемых энергоресурсов до 10%. Из всех европейских стран Швеция наиболее настойчиво и целеустремленно занимается использованием возобновляемой энергии и достигла ее потребления свыше 44% в общем объеме. Шведы идут впереди и в использовании биотоплива на автотранспорте - 5,4%, на нем работает половина автобусов в Стокгольме. По улицам бегают "биотакси" и личные машины.


Программа по переводу общественного транспорта успешно реализуется в Финляндии, где на биотопливе в крупных городах работает более половины транспорта.



В ногу с Евросоюзом

Украина тоже не остается в роли стороннего наблюдателя в деле использования биотоплива. В 2012 году Президент страны В. Янукович подписал закон о производстве и использовании моторных топлив с содержанием биокомпонентов, согласно которому в этом году его использование в общем объеме должно составлять 5%, а в ближайшие два года увеличиться до 7% . Постановка такой задачи вызвана несколькими причинами: во-первых, если Украина стремится в объединенную Европу, то ей необходимо выполнять стандарты и директивы ЕС, которые предусматривают использование возобновляемых источников энергии, к которым относится биотопливо. Во-вторых, для сырьевой базы потребуется увеличение площадей под сахарную свеклу и кукурузу для производства этанола, что будет стимулировать рост объемов производства в аграрном секторе. В-третьих, что тоже немаловажно, переход на биотопливо уменьшит энергетическую зависимость Украины от поставок нефти нашим северным соседом. В-четвертых, как уже было сказано, перевод автотранспорта на альтернативное топливо снизит вредные выбросы и улучшит экологическую ситуацию в перегруженных автомобилями крупных городах.


В деле использования биотоплива Донетчина не только не отстает от европейских стран, но многие из них даже опережает. Еще 15 лет назад, когда о биоэтаноле на Западе только заговорили, у нас в Ясиноватском районе была создана компания "Агронафта", специализирующаяся на производстве биотоплива для моторов. В Украине сегодня работает лишь несколько компаний, производящих данное топливо, "Агронафта" одна из ведущих: она производит до 2,5 тыс. тонн в месяц бензина с октановым числом 92 и 95, а также дизельное топливо.


- В качестве сырья мы используем биоэтанол и легкие фракции нефти, - сообщил заместитель директора по производству Андрей Макаренко. - Технология производства отлажена, продукция с маркой "Экстра" сертифицирована по европейским стандартам, реализуется как на собственных АЗС, так и на партнерских в Донецкой, Харьковской и Луганской областях.


Выращивать, а не добывать

Когда речь заходит о новом производстве, вполне естественно возникает вопрос о том, как и откуда оно будет обеспечиваться сырьем. Биоэтанол ведь не дождик, - с неба не льется, а его потребуется немало.


- С сырьем проблем не будет, - заверяет начальник департамента инженерно-технического обеспечения и сельскохозяйственного машиностроения Министерства аграрной политики и продовольствия Украины Юрий Хоменко. - У нас спиртовые заводы загружены только на 50%. По расчетам, для обеспечения программы по биотопливу потребуется 225 тысяч тонн этанола, для производства которого нужно 655 тысяч тонн кукурузы. Это - капля в море, ведь Украина в прошлом году поставила на экспорт 8,3 миллиона тонн зерна. Зато экономический и социальный эффекты будут существенным: для производителей зерна появится дополнительный рынок сбыта, возрастет загрузка спиртзаводов, появятся новые рабочие места.


Экономический выигрыш получит не только агропромышленный сектор, но и в целом экономика. По словам заместителя директора научно-технического центра "Психея" Геннадия Рябцева, добавка 5% биоэтанола в бензин принесет прибыль не менее 375 миллионов долларов в год. Однако он подчеркнул и трудности внедрения нового топлива. Рябцев считает, что примерно 30% автомашин могут без всяких адаптаций и переделок без ущерба потреблять биоэтанол, а все остальные нуждаются в переоборудовании топливных систем. Но закавыка в том, что при использовании биоэтанола производители автомашин не гарантируют их работу, каждый автовладелец на свой страх и риск может пользоваться биотопливом, но тогда автозавод снимает свои гарантии. Отсюда следует простой вывод: автозаводам необходимо предусматривать возможность перевода машин на биотопливо и так, чтобы не ухудшались их эксплуатационные свойства, без потери мощности двигателей. Тогда процесс пойдет интенсивней.


Умелец из Закарпатья

На свете всегда были умельцы, которые опережали общепризнанных ученых и изобретателей. Раньше англичанина Уатта изобретали паровую машину, опережали Эдисона с его лампочкой, братьев Райт с их самолетом. Есть умельцы, успешно использующие биотопливо для моторов. Один из них - Игорь Сусяк - живет в Ивано-Франковске. Он рассказывает, что экспериментирует с топливом уже давно, пробует заправлять автомобили различными горючими смесями. Говорит, что спирт как топливо давно и хорошо известен, еще во Вторую мировую войну его использовали для заправки автомашин и самолетов, которые прекрасно ходили и летали.


Использование топлива растительного происхождения для дизелей - тоже не новость. Игорь напомнил, что еще изобретатель двигателя Рудольф Дизель заправлял свое детище арахисовым маслом, и мотор прекрасно работал. Сам Сусяк успешно применяет в качестве дизельного топлива отработанное растительное масло, остающееся после выпечки пирожков, пончиков, чебуреков и прочих кулинарных изделий, предварительно очищая его. Впрочем, Сусяк в этом не претендует на лавры изобретателя, в некоторых европейских странах использованное растительное масло давно применяют для приготовления горючего, он только самостоятельно изготовил аппарат для очистки масла и личным примером показал, как это делать и что это дает. Сусяк занимается также получением дизельного топлива из водорослей и уверен, что это открывает неплохую перспективу.


А "зеленые" - против

Люди так устроены, что почти у любого новшества появляются оппоненты. Есть они и у биотоплива, особенно теперь, когда схлынула эйфория по поводу открываемых им возможностей. Весьма скептически относится к биотопливу движение "Гринпис", считая его вредным. В отчете этой организации утверждается, что этот вид топлива не предотвращает вредные выбросы в атомосферу, особенно парниковых газов. Экологи говорят, что если работающие на биотопливе моторы и меньше загрязняют воздух, то производство самого биотоплива тоже требует топлива, а для выращивания сырья, той же кукурузы и сахарной свеклы, нужны удобрения, гербициды и пестициды, которые вредят природе. Деятели "Гринпис" считают, что вместо производства биотоплива следует активней заниматься электрификацией транспорта.


К оппонентам из "Гринпис" присоединяются гуманитарные организации, которые указывают на другую негативную сторону использования биотоплива. Дело в том, что для его производства будет нужно все больше сырья, в том числе и продовольственного. Это значит, что часть получаемого урожая пойдет на "питание" транспорта, ведь для заправки 100-литрового бака внедорожника этанолом потребуется переработать 450 фунтов кукурузы. Морально ли расходовать продовольствие на производство горючего в то время, как четверть населения мира недоедает и голодает? Кроме этого, широкое использование продовольственных культур для производства этанола будет стимулировать рост цен на продукты питания, которые в ряде стран, в том числе в Украине, и без того довольно высокие.


В Евросоюзе прислушались к доводам "зеленых" и гуманитариев и приняли решение заморозить использование пшеницы, кукурузы, рапса и других продовольственных культур для производства биотоплива на достигнутом уровне 5%, а увеличить его получение из других, непродовольственных продуктов, в частности, отходов деревопереработки и водорослей. Но, думается, это все же не остановит общее движение науки и практики, не ослабит стремления к поискам эффективных заменителей нефтепродуктов.